В «Сонике» больше политики, чем вы думали
Среди геймеров бытует мнение, будто видеоигры должны быть вне политики. Однако история говорит об обратном. Ещё в прошлом веке темы, связанные с политикой, поднимались в видеоиграх постоянно — всё-таки ими занимались люди, у которых были свои мысли и переживания. Один из самых ярких примеров — игры 90-х для консоли Sega Genesis, центральной темой которых была защита окружающей среды. Ну а самым известным символом той эпохи, который спустя столько лет остаётся на слуху, был Соник.
Содержание статьи
На страже природы
О том, что в Sonic the Hedgehog действительно поднимается эта тема, лет десять назад рассказал Юдзи Нака (Yuji Naka) — программист, принимавший активное участие в создании первой игры о синем еже. Уже тогда был придуман злодей Доктор Роботник, которого Нака назвал собирательным образом людей, чья деятельность негативно влияет на природу.
В 1991 году это стало больной темой, и, хотя у меня было собственное мнение об этой проблеме, публично я его не высказывал. В Sonic the Hedgehog мне удалось выразить мысли иным способом, что я сделал с помощью Роботника, который загрязняет окружающую среду и способствует её деградации с помощью различной техники. Лишь Соник мог положить конец его деяниям.
Юдзи Нака, один из создателей Соника
Защитой природы общество было озабочено всегда. В США то и дело появлялись как крупные организации вроде WWF (1961) и Greenpeace (1969), так и движения поменьше — например, Save The Rainforest (1988) и Save The Whales (1977), ратующие за тропические леса и китов соответственно. В Европе и Азии проводились антиядерные движения и многие другие демонстрации, на которые активистам удавалось собирать толпы людей. А в 1992 году, спустя год после релиза первой Sonic the Hedgehog, прошёл Саммит Земли, где делегатами государств — членов ООН были подписаны несколько важных деклараций и соглашений. Девиз этой конференции: «Наш последний шанс спасти планету».
Такие толпы не были редкостью.
За три года до этого к власти в США пришёл Джордж Буш — старший (George H. W. Bush), называвший себя «экологическим президентом» (the environmental president). Он в самом деле сделал немало: внёс долгожданные поправки в «Закон о чистоте воздуха», подписал закон об эффективности энергопотребления и запустил программу по исследованию глобальных изменений. Не все американцы поддерживали выбранное Бушем направление, но всё же тема защиты окружающей среды стала при его правлении в разы популярнее. Телеканал ABC показал в 1990 году двухчасовой документальный фильм «День Земли» с участием голливудских актёров, появился мультсериал «Команда спасателей Капитана Планеты», сотни тысяч людей выходили на демонстрации…
Тогда же в Японии коллектив в стенах SEGA пытался понять, как повторить успех Nintendo. Марио завоевал безумную популярность, игры с его участием продавались огромными тиражами и способствовали росту продаж консолей. SEGA нуждалась не только в крутых играх для своей консоли Genesis (также известной как Mega Drive), но и в запоминающемся маскоте — кандидатура Алекса Кидда из одноимённой игры не рассматривалась, поскольку он похож на Марио. В Японии Genesis не взлетела, поэтому SEGA пыталась завоевать американский рынок, напрямую сравнивая в рекламе свою платформу с конкурентом от Nintendo.
Легендарный рекламный слоган, придуманный специально для западной аудитории.
Так что и маскота создавали в первую очередь для американской аудитории. Коллектив придумал несколько образов, один из которых нарисовал дизайнер Наото Осима (Naoto Ohshima) — получился тот самый синий ёж. Как рассказывал Осима, он даже отправился в отпуск в Нью-Йорк и показывал изображения персонажей случайным прохожим в Центральном парке — ёж казался всем самым интересным вариантом. Вдохновлялся дизайнер разными людьми от Майкла Джексона (Michael Jackson) до Билла Клинтона (Bill Clinton) — нужен был образ, близкий любому американцу.
Звери спасают зверей
Одним лишь дизайном было не обойтись — предстояло объяснить, кто такой Соник и чем он занимается. А поскольку в США забота о природе стала темой номер один, казалось логичным сделать игру о животном, которое спасает других животных и побеждает неприятного человека и его технологии. Во время своего выступления на конференции GDC 2018 о таком подходе рассказал Хирокадзу Ясухара (Hirokazu Yasuhara) — он занимался дизайном карт в Sonic the Hedgehog.
Центральной идеей игры стало противостояние природы и губительных технологий. С одной стороны — могущественные враги, которые занимаются научными исследованиями и не уважают флору и фауну. С другой — оппозиция, которая далеко не так сильна на первый взгляд, но очень хочет спасти планету.
В процессе прохождения ранних игр серии нетрудно заметить тему защиты природы. Сражается Соник только с роботами (хоть они и похожи на животных), и, как только они погибают, на их месте появляются нормальные звери, спасающиеся бегством. Особенно много представителей фауны освобождается из клеток после каждой победы над Доктором Роботником. Уровни становятся всё мрачнее: первая часть начинается в зелёной и цветущей Green Hill Zone, а заканчивается в индустриальном районе Scrap Brain Zone, где зелени уже нет — лишь красные огни на постройках на заднем плане, дым из фабричных труб и загрязнённая отходами вода.
Атмосфера так себе.
В Sonic the Hedgehog 2 было больше локаций, так что и тему там смогли раскрыть лучше. Уже во второй главе мы попадаем на химический завод, в середине игры исследуем область под названием «Нефтяной океан», а заканчивается история милейшей сценкой со стаей белоголовых орланов, летящих вслед за Соником и Тейлзом. Кстати, белоголовые орланы, которых Роботник использовал в качестве источника энергии для своих изобретений, являются национальными птицами США и обитают только в Северной Америке. Совпадение? Не думаю.
Впоследствии другие разработчики игр для Sega Genesis то ли пытались повторить успех «Соника», то ли искренне хотели высказаться на ту же тему. В Awesome Possum (1993) злобный учёный отправил на планету роботов, а главный герой с друзьями-животными пытался спасти природу. В Vectorman (1995) человечество покинуло Землю ради исследования других планет, а гадкий робот Растер стал диктатором и угрожал окружающей среде. Нельзя не упомянуть и знаменитую Ecco the Dolphin (1992). Были подобные игры и до «Соника» — в Growl (1990), к примеру, главным героем стал лесной рейнджер, избивающий браконьеров.
Идея Growl, кстати, до сих пор кажется свежей — бренд могли бы возродить!
Том Калинске (Tom Kalinske), бывший генеральный директор Sega of America, утверждал в беседе с VICE, что разработчиков не вынуждали гнаться за трендами:
Я всегда позволял нашим командам заниматься тем, что они любят, к чему у них лежит душа. Все причастные к этим играм были защитниками окружающей среды. <…> Я старался оставаться нейтральным в политических вопросах, когда руководил SEGA, но всегда поддерживал желание команд делать то, что им казалось правильным. Думаю, сегодня эти игры многому могут научить [современных разработчиков].
Том Калинске, генеральный директор Sega of America с 1990-го по 1996 год
К сожалению или к счастью, в серии Sonic the Hedgehog эта тема не получила существенного развития. После Sonic CD, где у каждой локации были версии из прошлого и будущего, разработчики всё меньше стремились высказываться о проблемах окружающей среды. Хотя и первые «Соники» не заявляли об этом прямым текстом, больше полагаясь на визуальный ряд, нежели на вступительные ролики или описания на коробках с дисками. Но когда в прошлом году SEGA объявила о продаже NFT-контента, стало очевидно, что SEGA «уже не та», — это идёт вразрез с некогда «зелёным» направлением компании.
В итоге «Соники» получились отличными развлечениями и составили достойную конкуренцию платформерам с участием Марио, благодаря чему SEGA смогла повоевать с Nintendo на консольном рынке. Уже скоро эти игры получат переиздания на всех актуальных платформах — 23 июня выйдет сборник Sonic Origins, включающий в себя Sonic the Hedgehog, Sonic the Hedgehog 2, Sonic 3 & Knuckles и Sonic CD. Зная предысторию этих игр, смотреть на них начинаешь несколько иначе.