Индустрия

Как приручить дракона — разбираем скандал вокруг лицензии D&D

Как приручить дракона — разбираем скандал вокруг лицензии D&D

С декабря прошлого года в интернете не утихают споры вокруг планов компании Wizards of the Coast на изменение методов распространения материалов по настольной ролевой игре Dungeons & Dragons. Недавно фанатам удалось добиться официальных комментариев и разъяснений. Поэтому настало время рассказать, в чём была проблема и удалось ли фанатам развернуть курс большой корпорации.

Что вызвало тысячи гневных комментариев в сети под хэштегом #OpenDnD? Почему сотни авторов контента по D&D забили тревогу? Как это касается компьютерных игр, и что об этом думают в русскоговорящем НРИ-сообществе? Мы погрузились в вопрос и взяли комментарии у людей, отлично знакомых с Dungeons & Dragons.

Мы не будем разбирать чащу юридических формулировок и документов. Но для понимания ситуации всё-таки два понятия стоит ввести.

  • System Reference Document (SRD) — перечень игровых механик и правил настольной ролевой игры. Такой есть у D&D, Pathfinder, Blades in the Dark и других систем. Компании публикуют их в открытом доступе, чтобы мастера и игроки на их основе создавали свои материалы, совместимые с игрой. Этот документ можно сравнить с исходным кодом компьютерной игры.
  • Open Game License (OGL) — публичное соглашение или лицензия. Этот документ регламентирует то, как люди могут пользоваться материалами НРИ и её SRD. Что можно использовать в своём творчестве, а что нельзя. Можно ли продавать свое творчество, основанное на SRD и так далее.
Как приручить дракона — разбираем скандал вокруг лицензии D&D

Здесь и далее арты взяты с портала DnD Beyond или из игр по франшизе.

С чего всё началось?

Сообщество очень пристально следит за новостями от Wizards of the Coast, ведь сейчас активно идут плейтесты следующей редакции правил под рабочим названием One D&D. И когда 21 декабря хозяева вселенной из WoTC анонсировали, что хотят изменить действующую OGL, в сообществе поднялась волна негодования, которая скоро превратилась в цунами.

Чем была хороша предыдущая версия OGL 1.0a? С точки зрения авторов дополнительного контента — всем. Она бессрочная. Даёт право авторам зарабатывать на результатах своего труда. Текст соглашения состоит из примерно 900 слов и почти не менялся с 2000 года, когда был опубликован. OGL 1.0a позволяла свободно использовать содержание перечня механик и правил SRD. Под ограничения попадали лишь торговые марки, принадлежащие WoTC, то есть имена сюжетных персонажей, некоторых монстров, заклинаний и так далее.

Как приручить дракона — разбираем скандал вокруг лицензии D&D

Иллитиды — торговая марка. Их бесплатно использовать нелья. Как приручить дракона — разбираем скандал вокруг лицензии D&D

Бехолдеры — также не входят в SRD. 

Хотите продавать книгу правил, где действие игры будет проходить в пустыне и все будут кататься на гигантских змеях? Пожалуйста. Только позаботьтесь, чтобы не было упоминаний иллитидов, бехолдеров и мага Эльминстера.

То есть, будь такая лицензия опубликована скажем Nintendo, люди по всему миру могли бы создавать свои платформеры про электриков, грузчиков или SMM-менеджеров, используя исходный код Mario. Энтузиасты даже имели бы право продавать эти игры. Главное, не использовать образ водопроводчика, его брата, принцессы и некоторых грибов.

Дракону нужно больше золота

Видимо, сложившееся положение вещей перестало устраивать боссов WoTC и материнской компании Hasbro. Появились сообщения о том, что бренд D&D приносит недостаточно денег. И озвученные в декабре планы по изменению OGL включали введение системы роялти.

Если авторы зарабатывают больше $50 тысяч в год, то они должны отчитываться перед WoTC. А если доход превышает $750 тысяч, то придется отдавать владельцам бренда D&D 25% или 20%, если средства были собраны через Kickstarter.

По оценкам самих же WoTC, они планировали уже в 2024 году получать выплаты от почти 20 компаний. Ведь до последнего времени очень много компаний по всему миру строили свой бизнес на бессрочности OGL. Paizo, Green Ronin и Kobold Press — одни из многих издательств, кто выпускает свои материалы благодаря OGL 1.0a.

Как приручить дракона — разбираем скандал вокруг лицензии D&D

Точнее выпускали. Потому что уже в январе в сеть утёк черновик OGL 1.1. И в документе, который насчитывает почти девять тысяч слов сказано, что OGL 1.0a больше не будет работать. Любой, кто хочет продолжать создавать свои материалы по SRD, обязан будет принять новую лицензию.

С моей точки зрения это очень сильный удар. Представьте что «Макдональдс» смог запатентовать идею бургера, а вы «Бургер Кинг». Вот тут примерно так же. Очень много издателей и авторов одиночек работают исключительно, или почти исключительно с OGL контентом. Например (по моим оценкам) почти 80% так называемых OSR игр так или иначе с ним связаны. Изначально слитые условия — что-то вроде рейдерского захвата рынка.

Дмитрий Третьяков, представитель издательства «Рыжий Библиотекарь»

Кроме того, согласно черновику, WoTC оставляет за собой право прекратить действие лицензии для любого автора или компании, если создаваемый продукт покажется им расистским. Также указано, что автор отказывается от права подать в суд на компанию, в случае такого решения.

Уже этого стало достаточно, чтобы компания Paizo анонсировала создание собственной лицензии Open RPG Creative License (ORC). Которая будет подходить для игр с самыми различными правилами и позволит создавать контент без оглядки на WoTC и D&D. Идею уже поддержали более 1,5 тысяч авторов и издателей, но, пожалуй, перспективы этого пути заслуживают отдельного разговора.

Как приручить дракона — разбираем скандал вокруг лицензии D&D

Моё, твоё, наше

Потрясения, вызванные утечкой OGL 1.1 не исчерпываются денежным вопросом. Среди прочего, авторы документа заявляют, что могут игнорировать авторские права на любой контент, созданный по лицензии.

Вы владеете новым и оригинальным контентом, который вы создаёте. Вы соглашаетесь с тем, чтобы предоставить нам неэксклюзивную, бессрочную, неотзываемую, распространяемую на весь мир, сублицензируемую лицензию без отчислений, чтобы использовать этот контент в любых целях.

цитата из OGL 1.1

Например, вы придумали уникальную систему магии с манипуляцией временем и пространством. Написали десятки заклинаний для разных классов. Создали новые механики на основе правил D&D. В течение года тестировали систему, делились наработками с сообществом. Наконец, написали книгу на 200 страниц с финальным изложением системы, подробными примерами, советами и может даже кампанией, в ходе которой игроки смогут изучить новые заклинания. Дальше продаете книгу или рассылаете бэкерам, которые донатили вам во время создания. Через месяц выходит новое официальное платное дополнение для D&D. И там ваша система, но, может, чуть с другими названиями.

Как приручить дракона — разбираем скандал вокруг лицензии D&D

Кто-то может сказать, что это удача. Ведь если твои материалы были признаны официальным издательством, то это значит, что ты хорош. Скажем, моддер Halk Hogan публично не сетовал на то, что его наработки вошли в официальное переиздание The Witcher 3: Wild Hunt. Но авторы контента в сообществе НРИ вряд ли согласятся с этим мнением.

Настольная ролевая игра крайне сложная штука в плане авторства с точки зрения разных процессов согласно книге Creation of Narrative in Tabletop Roleplaying. Есть автор игры (правил и механик), автор приключения (текста кампании, сценария или модуля), авторы игрового сюжета (игровая группа), авторы дополнительных правил и контента к существующим правилам. Это всё разные уровни авторства, которые основываются друг на друге.В сфере настольных ролевых игр очень часто происходит заимствование и развитие разных идей на бытовом уровне. Однако некоторые из них продаются в качестве дополнений третьими лицами. И так было относительно всегда для D&D. Строились целые компании вокруг настольной ролевой игры, которые преимущественно занимались дополнительным контентом. Будут ли рады теперь авторы этих игр оказаться бесплатно на страницах дополнений D&D книги? Сомнительно, как мне кажется.

Александр Бреганов, мастер игры в шоу «Подземелья Чикен Карри»

Мы пришли договориться

Вышеперечисленные изменения, а также ограничения на использование контента в рамках виртуальных столов, просто взорвали сообщество. Блогеры, мастера, авторы и простые игроки всплескивали своё негодование в Сети. На ситуацию даже обратил внимание Райан Дэнси (Ryan Dancey), бывший вице-президент Wizard of the Coast и один из создателей OGL 1.0.

Моё публичное мнение таково: Hasbro не имеют возможности деавторизировать версию OGL. Если бы мы хотели сохранить эти возможности для Hasbro, то так бы и прописали в лицензии. Я отвечал уже много раз по электронной почте, в блогах и интервью, что эту лицензию нельзя отозвать.

Райан Дэнси

Сообщество требовало официальных разъяснений от WoTC. Молчание представители компании нарушили только 13 января. В официальном блоге на портале D&D Beyond появилось сообщение проливающее свет на материалы, утекшие в сеть.

Сотрудники WoTC не стали опровергать информацию из OGL 1.1. В сообщении сказано, что авторы документа стремились защитить контент D&D от использования в блокчейн-играх и NFT сфере. Также команда WoTC откажется от идеи получения роялти и исключит из лицензии пункты, намекающие на использование интеллектуальной собственности авторов.

Никаких извинений. Согласно тексту сообщения, сотрудники WoTC изначально так и задумывали — сначала получить отзывы на версию 1.1 и лишь затем публиковать. Хотя в тексте слитого черновика говорится, что он вступает в силу уже 13 января 2023 года.

Вы услышите, как люди говорят, что они выиграли, а мы проиграли, потому что ваши голоса были услышаны, и это заставило нас изменить наши планы. Эти люди будут правы только наполовину. Они победили — и мы тоже.

из сообщения D&D Beyond Staff

Как приручить дракона — разбираем скандал вокруг лицензии D&DКак приручить дракона — разбираем скандал вокруг лицензии D&D

Затем 19 января на связь вышел Кайл Бринк (Kyle Brink) исполнительный продюсер D&D. В блоге он выложил тестовую версию OGL 1.2. Также он объяснил, чем этот документ отличается от OGL 1.1.

  • Больше нет никакой системы роялти.
  • Не нужно писать отчёты или регистрироваться где-то.
  • Лицензия распространяется только на материалы для НРИ и виртуальных столов.
  • Новые правила не коснутся материалов, уже опубликованых по OGL 1.0a.
  • WoTC не сможет получить авторские права на материалы или использовать их в своих целях.

Также в сообщении сказано, что основная игровая механика D&D будет распространяться по лицензии Creative Commons, которую курирует некоммерческая организация. Такой вариант должен устроить многих. Лицензия CC используется давно в разных сферах, например в музыке и позволяет использовать контент как угодно. Но это не отменяет того, что у WoTC останется собственный SRD. И если авторские материалы ссылаются на него, то они будут распространяться по OGL 1.2.

Однако никуда не исчезло намерение WoTC избавиться от OGL 1.0a, чтобы под этой лицензией больше не выходили материалы. По словам Бринка, это необходимо, чтобы не допустить создание оскорбительного контента. По той же причине в OGL 1.2 остался пункт, позволяющий отозвать лицензию у автора, если контент покажется кому-то в WoTC расистским.

Как приручить дракона — разбираем скандал вокруг лицензии D&D

В целом эти заявления помогли слегка успокоить сообщество. Хотя многие формулировки и пункты в OGL 1.2 вызывают вопросы. Например, как с контентом будут работать виртуальные столы Roll20, Foundry VTT и другие. Но компания готова обсуждать эти вопросы в рамках тестов и обратной связи. Бринк опубликовал текст новой лицензии и призвал всех желающих оставлять свои замечания в анкете.

И уже 27 января были подведены итоги опроса. WoTC получила более 15 тысяч обращений.

  • 88% не хотят публиковать контент НРИ под OGL 1.2.
  • 90% должны были бы изменить некоторые аспекты своего бизнеса, чтобы приспособиться к OGL 1.2.
  • 89% недовольны деавторизацией OGL 1.0a.
  • 86% недовольны проектом политики относительно виртуальных столов.

В этот же день Бринк опубликовал SRD, но под лицензией Creative Commons. Это означает, что теперь любой человек или организация могут свободно пользоваться и зарабатывать, используя полные правила D&D. И это право компания WoTC никогда не сможет оспорить или отозвать.

Кроме того, Бринк заявил, что OGL 1.0a не будет деавторизована. Те авторы, кто ссылался в своих материалах на эту лицензию, смогут продолжить это делать.

Живые результаты опроса очевидны. Вы хотите OGL 1.0a. Вы хотите бесповоротности. Вам нравится Creative Commons. Обратная связь настолько велика, и ее направление настолько ясно, что мы действуем прямо сейчас. Эта лицензия Creative Commons делает контент доступным для любого использования. Мы не контролируем эту лицензию и не можем изменить или отозвать ее. Это открыто и безотзывно в том смысле, что вам не нужно верить нам на слово. И его открытость означает, что нет необходимости в политике относительно виртуальных столов.

Кайл Бринк, исполнительный продюсер D&D

И это победа.

Победа большого сообщества, члены которого не стали молчать. Победа сотрудников WoTC, которые рискнули опубликовать первоначальные планы компании на OGL 1.1 под угрозой штрафов и увольнений. Фанатам удалось не только остановить губительные изменения, но и направить компанию в сторону более открытого контента. Буря стихла. WoTC принесли извинения за боль, что они причинили фанатам.

Круги на воде

Касается ли скандал вокруг OGL других медиа? Пострадают ли будущие видеоигры, фильмы и сериалы? Напрямую — нет. Не важно, какая из версий OGL будет действовать или, например, Creative Commons. Если компания хочет создать видеоигру, то она в любом случае будет заключать индивидуальное соглашение с WoTC. Ведь киностудии нужны именно товарные знаки, имена персонажей, названия мест и так далее. Действующие проекты работают по такому же принципу. Например, в Larian Studios уже заявили, что никакие изменения OGL не коснулись бы их игры Baldur’s Gate 3. Это справедливо и для других медиа.

Не стоит ждать и изменений на отчественной НРИ-сцене. В России почти нет издательств, выпускающих свои оригинальные материалы под OGL.

По OGL в русскоговорящем интернете почти никто не работает на написание материалов для D&D. Так что наши издатели и игроки, скорее, просто с интересом наблюдают за развитием событий, потому что всё равно решается судьба их любимых игровых продуктов.

Глеб Мордовцев, ведущий программы «Новости настольных ролевых» на канале «Рыжий Библиотекарь»

Но процессы расслоения зарубежного НРИ сообщества и индустрии уже запущены. Компания Paizo не отменила своих намерений перейти на собственную лицензию. И сообщений о том, что количество их последователей сократилось — не было. Многие игроки также писали в Сети, что собираются бойкотировать D&D. К чему приведут эти движения — пока не ясно.

Однако скандал точно не пройдёт бесследно для репутации бренда D&D и компании WoTC. А ведь всего через полтора месяца премьера фильма «Подземелья и драконы: Честь среди воров», который фанаты уже призывали бойкотировать, и в разработке ещё сериал для Paramount+. Вряд ли массовый кинозритель откажется от просмотра из-за скандалов вокруг OGL. Но будущие партнёры WotC точно будут знать, на что способна компания.

Шумиха вокруг WoTC и OGL поставила перед многими любителями этого хобби вопрос: как сильно мы нуждаемся в D&D? На эту тему даже высказался Робин Валентайн (Robin Valentine), главный редактор издания PC Gamer. По его мнению, вся ситуация должна направить взгляды игроков в сторону других настольно-ролевых игр с не менее захватывающими мирами и механиками.

Мы находимся в переломном моменте для хобби. Мы живем в то время, когда культурное влияние D&D настолько велико, что у нас на подходе заслуживающая доверия экранизация с большим бюджетом, но будущее игры кажется более важным, чем когда-либо. Я не вижу смысла в объединении сообщества ради идеи сделать будущее таким же, как сейчас, или еще хуже. Мы можем попробовать что-то лучшее — что-то, что WoTC не может обхватить своими цепкими пальцами.

Робин Валентайн, главный редактор PC Gamer

Читай также

Как приручить дракона — разбираем скандал вокруг лицензии D&D
15 декабря 2022 ⋅ 19

В Baldur’s Gate 3 добавили паладинов. А ещё Минска в игре озвучил ведущий популярнейшего шоу по D&D

По материалам

Показать больше

По теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»